Третьяковская галерея. Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России

При поддержке БФ «Транссоюз» Государственная Третьяковская галерея совместно с Центральным выставочным залом «Манеж» (Санкт-Петербург) представили проект «Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России», посвященный одному из самых значимых и в то же время наименее изученному направлению в истории российского искусства второй половины ХХ века. Экспозиция демонстрирует широкую панораму развития кинетического искусства в 1960–1970-х годах, прослеживая его связь с авангардистскими экспериментами начала века и художественными практиками современности.

20210125_JZ_otkrytie_Kinetizmy_22

Выставка насчитывает около 400 произведений кинетического искусства.  Представлены работы известных художников-кинетистов, создавших основной комплекс произведений в 1960–1970-х годах, и их предшественников — главных представителей русского авангарда начала XX века, а также современных авторов.
В основе кинетического искусства лежит идея трансформации: как художественной формы, так и самого процесса восприятия. Подвижность, изменчивость, нестабильность — определяющие качества для динамических произведений, преобразование которых происходит с помощью механических сил или визуальных эффектов. Кинетизм возник одновременно в различных регионах мира в послевоенную эпоху, что было во многом связано с идеей реабилитации технического прогресса и формированием информационного общества.
Выставка состоит из четырех разделов, в каждом из которых предпринята попытка выявить наиболее характерные черты кинетизма и показать историю развития его основных идей. При создании выставки кураторы стремились уйти от герметичной структуры, подразумевающей четкое деление между разделами. Архитектура пространства сделала их взаимопроникаемыми и объединила общими методами, идеями, именами. Формальные эксперименты, начавшиеся в живописи и графике, нашли свое продолжение в пространственных структурах. Абстрактные геометрические построения воплотились в конкретных проектах дизайна и архитектуры. Большинство представленных произведений проникнуто стремлением актуализировать всевозможные способы чувственного воздействия на зрителя.
Раздел «Лаборатория зрения» посвящен исследованию визуального восприятия и художественным экспериментам по расширению его возможностей. «Лаборатория искусствометрии» демонстрирует работы, для которых важны точный расчет и рациональная объективация художественного процесса. Раздел «Лаборатория среды» собрал различные проекты по переустройству окружающего пространства в области архитектуры, дизайна, театра. В «Лаборатории синестезии» представлены проекты, авторы которых используют мультисенсорный подход и реализуют идею всеобъемлющего произведения.